AQM-34
США
После применения Северным Вьетнамом советских зенитных ракетных комплексов С-75 проведение воздушной разведки с помощью самолетов стало очень опасным мероприятием. Выход был найден в использовании для разведывательных целей беспилотных ЛА. На базе воздушной мишени BQM-34 Firebee в спешном порядке были разработаны 28 вариантов разведчика. Компанией Teledyne Ryan Arrow на аппарат устанавливалось оборудование для фоторазведки. ИК-разведки и радиоэлектронной разведки.
Первый разведывательный БПЛА под индексом модель 147А полетел в апреле 1962 г. От мишени BQM-34A он отличался новой навигационной системой и увеличенным запасом топлива. Использовались тот же двигатель^9-Т-29, как и на BQM-34A, и аналогичная система запуска и спуска на парашюте. После
успешных испытаний была разработана серия разведывательных БПЛА:
• модель 147В — первый высотный разведчик, предназначенный для проведения фоторазведки. Отличался более длинным фюзеляжем для дополнительного топлива и полезной нагрузки и более чем удвоенным размахом крыльев. Применялся между 1964 и 1965 гг.;
• модель 147D — оборудован аппаратурой электронной разведки и использовался для нужд ЦРУ;
• модель 147F — модернизированный 147В и использовался ВМФ для отладки широкополосного постановщика помех AN/ALQ-51 системам сопровождения;
• модель 147G —модернизированный 147В с более длинным фюзеляжем и более мощным двигателем J69-T-41A. Оснащался телевизионной камерой с изменяющимся увеличением и передатчиком, способным передавать изображение в реальном масштабе времени. Некоторые 147G позже были модернизированы в 147J, а один 147G преобразован в XQM-103A;
• модель 147Н, позже получившая обозначение AQM-34N, представляла собой высотный вариант разведчика и отличалась увеличенным размахом крыла;
• модель 147NA/NC — средневысотный вариант БПЛА для ведения РЭБ, созданный при содействии ВВС США, получил обозначение AQM-34G. Внешне похожий на 147C/D, он был способен нести аппаратуру постановки активных помех или контейнер AN/A. LE-2 с пассивными помехами. Некоторые 147NC были переоборудованы в AQM-34H для сбрасывания пропагандистских листовок. AQM-34J (мо-
Китайский вариант БПЛА W7-5 |
дель 147NC (Ml)) предназначался для проведения низковысотной фоторазведки, a 147NRE — для проведения вечерней электронной разведки;
• модель 147S—улучшенный низковысотный вариант для дневной фоторазведки. Было пос троено несколько подвариантов, начальным являлся 147SA. Все модели имели короткие крылья, как у BQM-34A, но более длинный фюзеляж и более мощный двигатель. 147SB был дальнейшей модернизацией 147SA, a AQM-34K (147SRE) — очная версия разведчика 147SB. 147SK представлял собой морской вариант, измененный для запуска с судна нулевой длины;
• модель AQM-34L (147SC) — маловысотный вариант для проведения фоторазведки. Являлся наиболее многочисленным (более 400 аппаратов) и выпускался по заказу ВВС США. Некоторые AQM-34LS были оборудованы ТВ-камерами и передатчиками для передачи изображения в реальном масштабе вре-
Запуск AQM-34 с наземной пусковой установки |
мени. Они иногда назывались AQM-34L/TV. 147SC был наиболее удачной моделью разведчика с большим процентом успешно выполненных задач;
• модель AQM-34M (147SD) — модернизированный AQM-34L, оснащенный каналом связи для передачи изображения в реальном масштабе времени. Некоторые AQM-34MS были оснащены аппаратурой навигации
LORAN и обозначались AQM-34M(L). AQM-34E/M могли совершать полеты на высотах 60-150 м;
. модель AQM-34P (147Т), AQM-34Q (147ТЕ), AQM-34R — высотные разведчики, разработанные для проведения радиоэлектронной разведки. В апреле 1969 г. при проведении разведки радиочастот ЗРК Северного Вьетнама был сбит самолет ЕС-121. Это побудило ВВС США к разработке БПЛА для проведения радиоэлектронной разведки.
В ходе Вьетнамской войны более 1000 американских Firebee совершили 3435 боевых вылетов, сохранив жизнь многим пилотам.
В 1967 г. Военно-Воздушные Силы в рамках программы Combat Angel начали модернизацию модели 147NA/piH проведения РЭБ, поскольку ощущалась нехватка самолетов РЭБ в силу их больших потерь в Северном Вьетнаме. Однако в связи с прекращением бомбежек в ноябре 1968 г. необходимость проведения РЭБ отпала. Программа Combat Angel была продолжена в 1974 г., новый аппарат получил обозначение AQM-34V. Первый полет AQM-34V совершил в марте 1976 г. Он был оборудован аппаратурой активной постановки помех AN/AI. E-2 и 38 контейнерами пассивных помех. Всего было построено приблизительно 60 AQM-34V.
В конце 70-х гг. началось производство китайской версии Firebee под обозначением VVZ-5 (экспор тное обозначение — СН-1 — Chang Hong-1). WZ запускался с самолета ТУ-4, позже — с Y-8E. Посадка БПЛА производилась с помощью парашюта.
Размах крыла, м
Длина, м………….
Высота, м………..
Масса, кг…………
Тип двигателя. Тяга, кгс
Скорость, км/ч:
крейсерская, км/ч……………………….. 780 —
максимальная , км/ч…………………… 1038………………… 676
Дальность полета, км…………………………. 1207 3862
Практический потолок, м………………. 15 240………….. 21 336
Разведывательная высота полета, м………………………. 60-150
М———